Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО


Дмитриева Оксана Владимировна

воспитатель МКДОУ д/с№172

г.Новосибирск

Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание дошкольников — непрерывный процесс  воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Это - формирование у детей элементарных представлений о растениях, их взаимосвязях и взаимодействиях с окружающим миром, с ЧЕЛОВЕКОМ. Первоцветы, растения, которые лечат, цветы- часы, растения- барометры. Формирование практических умений в выращивании рассады растений, умения ухаживать и желания наблюдать за жизнью растений, выделять характерные особенности их внешнего вида, питания, приспособления, поддерживая инициативу и самостоятельность детей. Воспитание бережного отношения к природе, сопереживания к окружающему миру, создание условий для принятия детьми решений, выражения детьми чувств и мыслей, а также для позитивных, положительных отношений между детьми.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести: наблюдения в природе, экспериментирование, экологические беседы, уроки доброты, целевые прогулки, викторины, экологические прогулки, экологические конкурсы, решение экологических ситуативных задач, трудовой десант, труд в природе, зелёный патруль.

Для осуществления этих форм, прежде всего, в группах необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения. Должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений, календари природы и другие материалы

На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Планируемые результаты: вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы. Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления). Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности. Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

Особенно важно в ходе коллективной деятельности участие воспитанников учатся продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к происходящему.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Комментариев нет:

Отправить комментарий