Дмитриева
Оксана Владимировна
воспитатель
МКДОУ д/с№172
г.Новосибирск
Экологическое
воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Экологические проблемы
современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и
каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный
характер и могут быть решены только при условии формирования экологического
мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры,
понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении
данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому воспитанию.
Экологическое воспитание
дошкольников — непрерывный процесс
воспитания и развития ребенка, направленный на формирование
его экологической культуры, которая проявляется
в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру,
в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных
ориентаций.
В период дошкольного детства
в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного
возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и
осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие
возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.
Ознакомление дошкольников
с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных
представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и
окружающему миру в целом.
Это - формирование у
детей элементарных представлений о растениях, их взаимосвязях и взаимодействиях
с окружающим миром, с ЧЕЛОВЕКОМ. Первоцветы, растения, которые лечат, цветы-
часы, растения- барометры. Формирование практических умений в выращивании
рассады растений, умения ухаживать и желания наблюдать за жизнью растений,
выделять характерные особенности их внешнего вида, питания, приспособления,
поддерживая инициативу и самостоятельность детей. Воспитание бережного
отношения к природе, сопереживания к окружающему миру, создание условий для
принятия детьми решений, выражения детьми чувств и мыслей, а также для
позитивных, положительных отношений между детьми.
Самое главное – в
процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес
к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные
качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными
формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию
считаются такие формы, в которых дошкольники получают
возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей
формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний
в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести: наблюдения
в природе, экспериментирование, экологические беседы, уроки доброты, целевые
прогулки, викторины, экологические прогулки, экологические конкурсы, решение
экологических ситуативных задач, трудовой десант, труд в природе, зелёный
патруль.
Для осуществления этих
форм, прежде всего, в группах необходимо создать условия для получения
экологических знаний и последующего их применения. Должен быть оборудован экологический
центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература
природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования,
дневники наблюдений, календари природы и другие материалы
На территории дошкольного
учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию,
«экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить
опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и
кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях
и взаимозависимостях в природе.
Различные
экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую
культуру дошкольников. Планируемые результаты: вовлечение родителей в
образовательный, воспитательный и трудовой процессы. Расширение кругозора
(сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора
урожая, употребления). Формирование положительной направленности отношения к
природе, исследовательской и трудовой деятельности. Ощущения удовлетворённости
от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
Особенно важно в ходе
коллективной деятельности участие воспитанников учатся продуктивно
взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать
своё отношение к происходящему.
Замечательный педагог В.
А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то,
что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе,
к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир
природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума».
Комментариев нет:
Отправить комментарий