Статья "Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры дошкольников"

 

Дмитриева Оксана Владимировна,
воспитатель МКДОУ д/с№ 172 
г. Новосибирск

Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры дошкольников.

Природа – это «колодец», из которого ребенок пополняет свои знания и впечатления. Интерес к объектам живой и неживой природы появляется в раннем дошкольном возрасте. Дети замечают все: первые всходы, распускаются клейкие листочки, просыпаются насекомые после зимней спячки. Детей завораживают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Это наши первооткрыватели всего нового в мире: рассматривают, трогают все руками, нюхают, а то и пробуют на вкус. Именно природа является неисчерпаемым источником для детского наблюдения и экспериментирования. Ребенок интуитивно ощущает себя ее частью, и поэтому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Большую роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальной деятельности.

Современному обществу необходимы образованные, мобильные люди, которые имеют конструктивное мышление и могут принимать самостоятельные решения в разных ситуациях, предвидя возможные последствия. Поэтому главная задача воспитателя состоит не просто в сообщении информации детям, а в превращении этой информации в инструмент творческого познания мира. Дети учатся быть в постоянном самостоятельном поиске.

Начиная со среднего дошкольного возраста увлекаю детей различными опытами и экспериментами. Проводим опыты с воздухом: «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»; надувание мыльных пузырей; опыты с растениями – как воздух влияет на рост и развитие растений (рыхление почвы, прополка).

В уголке природы, на огороде дошкольники не только изучают условия, необходимые для жизни растений, но и наблюдают, проводят эксперименты с растениями. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва (песок, глина, вода) и почему ее нужно рыхлить: как рост и вид растения зависят от тепла в помещении (во время выращивания рассады, проращивания семян для нашего огорода). Проводим опыты по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание), опыт - как растение теряет воду через испарение, опыты на выявление пользы дождевых червей, черенкование растений и т.д.

Интерес вызывают различные опыты и эксперименты с водой. Наблюдая за водой в разное время года, мы открывали с детьми много нового. Особенно было интересно наблюдать за различными состояниями воды поздней осенью и зимой. В этом возрасте дети еще не знали, что дождь, пар, лед, снег – это вода. Радости их не было предела, когда в процессе экспериментов и опытов пришли к выводу о разных агрегатных состояниях воды. Зимой с наступлением морозов проводили опыты: «Белье на морозе», «Цветные льдинки»; выносили банку на мороз, наполненную водой и т.д. Дошкольники не были пассивными наблюдателями, а принимали активное участие в проведении опытов.

Проводили всевозможные опыты со снегом, определяя его свойства - превращения в воду и лед, определяли насколько чистый снег, защитные свойства снега.

Во время прогулок у детей проявляется большой интерес к жизни птиц и насекомых. Дети стали бережнее относиться к деревьям, живым существам. Теперь в нашей группе все воспитанники знают о том, что человек и природа неразрывно связаны между собой.

Маленький ребенок, исследуя, изучая объекты окружающего мира, открывая для себя что-то неизведанное, побеждает в себе нерешительность и неуверенность. В нем пробуждается инициатива, способность преодолевать трудности и переживать неудачи, формируется умение достигать успеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий