Дмитриева Оксана Владимировна,
воспитатель МКДОУ д/с№ 172
Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры
дошкольников.
Природа – это «колодец»,
из которого ребенок пополняет свои знания и впечатления. Интерес к объектам
живой и неживой природы появляется в раннем дошкольном возрасте. Дети замечают
все: первые всходы, распускаются клейкие листочки, просыпаются насекомые после
зимней спячки. Детей завораживают сезонные изменения в природе, яркость красок,
многообразие звуков, запахов. Это наши первооткрыватели всего нового в мире:
рассматривают, трогают все руками, нюхают, а то и пробуют на вкус. Именно
природа является неисчерпаемым источником для детского наблюдения и
экспериментирования. Ребенок интуитивно ощущает себя ее частью, и поэтому
взаимодействие с природой для него органично и естественно. Большую роль в этом
направлении играет познавательная деятельность дошкольников, протекающая в
форме экспериментальной деятельности.
Современному обществу необходимы
образованные, мобильные люди, которые имеют конструктивное мышление и могут
принимать самостоятельные решения в разных ситуациях, предвидя возможные
последствия. Поэтому главная задача воспитателя состоит не просто в сообщении
информации детям, а в превращении этой информации в инструмент творческого
познания мира. Дети учатся быть в постоянном самостоятельном поиске.
Начиная со среднего
дошкольного возраста увлекаю детей различными опытами и экспериментами.
Проводим опыты с воздухом: «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»; надувание
мыльных пузырей; опыты с растениями – как воздух влияет на рост и развитие
растений (рыхление почвы, прополка).
В уголке природы, на
огороде дошкольники не только изучают условия, необходимые для жизни растений,
но и наблюдают, проводят эксперименты с растениями. Опыты помогают запомнить,
из чего состоит почва (песок, глина, вода) и почему ее нужно рыхлить: как рост
и вид растения зависят от тепла в помещении (во время выращивания рассады,
проращивания семян для нашего огорода). Проводим опыты по ознакомлению с
потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание), опыт - как
растение теряет воду через испарение, опыты на выявление пользы дождевых
червей, черенкование растений и т.д.
Интерес вызывают
различные опыты и эксперименты с водой. Наблюдая за водой в разное время года,
мы открывали с детьми много нового. Особенно было интересно наблюдать за
различными состояниями воды поздней осенью и зимой. В этом возрасте дети еще не
знали, что дождь, пар, лед, снег – это вода. Радости их не было предела, когда
в процессе экспериментов и опытов пришли к выводу о разных агрегатных
состояниях воды. Зимой с наступлением морозов проводили опыты: «Белье на
морозе», «Цветные льдинки»; выносили банку на мороз, наполненную водой и т.д.
Дошкольники не были пассивными наблюдателями, а принимали активное участие в
проведении опытов.
Проводили всевозможные
опыты со снегом, определяя его свойства - превращения в воду и лед, определяли
насколько чистый снег, защитные свойства снега.
Во время прогулок у детей
проявляется большой интерес к жизни птиц и насекомых. Дети стали бережнее
относиться к деревьям, живым существам. Теперь в нашей группе все воспитанники
знают о том, что человек и природа неразрывно связаны между собой.
Маленький ребенок,
исследуя, изучая объекты окружающего мира, открывая для себя что-то
неизведанное, побеждает в себе нерешительность и неуверенность. В нем
пробуждается инициатива, способность преодолевать трудности и переживать
неудачи, формируется умение достигать успеха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий