Дмитриева Оксана Владимировна
воспитатель МКДОУ д/с №172 «Сказка»
г. Новосибирск
«Наблюдая – не вреди!»
Человек- часть природы: он не может
жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его
мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше
понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на
земле.
В 30-е годы биолог и селекционер
И.В. Мичурин утверждал, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у
нее- наша задача. К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали.
Теперь ученые горько шутят о том, что мы
так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости. Поэтому настало
время осознать каждому – сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!
Я очень люблю природу. Слова
Мичурина тронули мою душу. Это и явилось выбором темы моей программы «Мир
вокруг тебя».
Считаю, что дошкольный возраст -
это оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
У ребенка появляется возможность формирования
экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
Систематическое ознакомление с
объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание,
интерес и любознательность.
Работа по перспективному плану
программы ведется 1 раз в неделю в экологической комнате или на открытом
воздухе. Экологическая комната в нашем детском саду появилась в результате
целенаправленной работы сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Мы
с детьми ухаживаем за комнатными растениями в экологической комнате: поливаем,
рыхлим землю, пересаживаем, вытираем пыль с листьев и т.д.
Огромную помощь в экологическом
воспитании оказывает организованная пространственная среда в детском саду.
В уютном холле у нас расположены
аквариумы с диковинными декоративными рыбками и террариум. Ни один родитель и
ребенок не пройдет равнодушно, обязательно остановится, полюбуется и утром, и
вечером.
Работу с детьми провожу непременно
в нетрадиционной форме:
- экологические экскурсии;
-уроки доброты;
-уроки мышления (предлагаю детям
проблемные ситуации, решение которых должно сопровождаться пояснением ребенка:
Тебе захотелось погулять по лугу, побегать по дорожкам, но на одной дорожке
прыгает кузнечик, а по другой ползет большой черный жук. Какую дорожку ты выберешь?
Почему? И т. д.);
-экологические конкурсы;
- КВН, викторины;
-экологические акции (например,
зимой проводим акции «Покормите птиц зимой», «Берегите, дети, ёлку!», «Мусор
может стать игрушкой». Акция по изготовлению и развешиванию кормушек - важнейшая
составляющая экологической работы в детском саду. А результаты детско -
родительских «кормушечных» конкурсов, как правило, поражают воображение
выдумкой и искусностью поделок: тетрапаки, коробки от тортов, бутылки, коробки
от новогодних подарков; но были и шедевры - резные, деревянные, долговечные);
- трудовой десант,
- зеленый патруль, клуб
исследователей природы;
- лаборатория юного эколога (работа
с лупами- рассматривание строения насекомых и т.п.);
- составление экологических карт
(возникли после прополки сорняков- лишние в природе? Комары?);
- выделение «Панорамы добрых дел»;
- ведение календарей природы (в
соответствии с требованиями по организации развивающей среды, в уголках природы
всех возрастных групп нашего детского сада имеются календари).
Работа с таким календарем
предполагает совместную работу воспитателя и детей по наблюдению за сезонными
изменениями в природе. Также мы ведем долгосрочные календари наблюдения - схему
роста какого- либо растения (например, одуванчика);
- коллекционирование (коллекция
почв; коллекция семян);
- День экологического творчества;
- экологические праздники (в нашем
саду сложилась традиция проводить такие праздники: «День Земли», «День птиц»,
«День Солнца»);
- экологические сказки;
- наш сад так же включен в проект
«Эколята- Дошколята».
Опыт показывает, что некоторые
понятия более естественно усваиваются именно на открытом воздухе. Загадки
природы можно увидеть в непосредственной близости. Даю рекомендации совместно
детям и родителям – выбрать объект для наблюдения по дороге из дома в детский
сад, из детского сада домой (за деревом, кустарником, лугом) и долговременно
отмечать, какие происходят изменения. Затем ребята рассказывают об изменениях
или показывают зарисовки длительных наблюдений, (кто-то выбирает рябину у дома,
березку возле детского сада, цветники, луг).
Смену времен года можно созерцать и
регистрировать ежедневно (наблюдения на прогулках); надвигающиеся тучи, которые
вскоре прольются дождем или наблюдение за птицей, которая вьет гнездо. В нашей
парковой зоне это возможно.
А однажды летом у нас появилась
белка.
И эта ситуация сама подсказала тему
долгосрочного наблюдения. Мы с детьми наблюдали, как белка передвигается по
деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению), чем она
питается и как поедает корм. Мы вместе с детьми сделали ей деревянный домик. Но
белка выбрала воронье гнездо на самой макушке ели. В этот период мы с детьми
собирали материал, чтобы более подробно узнать о жизни белок (дети несли
видеофильмы, энциклопедии, фотографии и т. д.) Узнали, как и где в природе
белка устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается
от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую
приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая
одновременно картины о жизни белки в осеннее- зимний и весеннее- летний
периоды, дети увидели панораму событий в разные сезоны, приспособленность белки
к сезонно меняющимся условиям жизни, рост и развитие бельчат, заботу матери о
них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.
В начале осени белка с территории детского сада ушла. Я предложила детям
придумать рассказ (пофантазировать) о том, куда и зачем она ушла (истории все
были с хорошим концом). Для детей, таким образом, исчезновение белки прошло
безболезненно.
Еще был случай, когда к нам
прилетела большая белая сова.
Мы с детьми наблюдали за ней целый
день. Дети сопереживали ей, т. к. ее то и дело атаковали стаи птиц (вороны,
сороки, воробьи). Скорее всего, в ночное время она и улетела. Нам с детьми
опять представился отличный случай понаблюдать за лесным представителем воочию.
И снова дети несли различную литературу, видеофильмы, фотографии. Рассмотрев
все, мы узнали более подробно о приспособленности сов к жизни в экосистеме
леса.
Такие наблюдения могут надолго
приковать внимание ребенка и остаться у него в памяти надолго.
В весенний период вместе с детьми
сажаем семена томатов, перца и баклажанов; сеем на рассаду семена однолетних
цветов (бархатцы, астры, годеция)- у нас на участке много цветников; семена
базилика и сельдерея.
Пикируем подросшую рассаду овощных
культур. На нашем огороде есть парник, в который мы и высаживаем рассаду
овощных культур.
На грядки с детьми высаживаем
кабачки, тыкву, горох, лук- чернушку, салат, петрушку, редис, морковь.
Учу детей ухаживать за клубникой
(весной - обираем сухие листья, рыхлим землю, в течение лета - обрезаем усы,
урожаем лакомимся, сами и угощаем детей из других групп).
Посадка и выращивание растений в
течение лета дают ребенку пример причинно-следственных отношений, знание
закономерностей роста, названия новых орудий труда (тяпка, лопатка для
рыхления, грабли, секатор, пульверизатор), цветов (флоксы, мальва, петуния и т.
д.).
Природные взаимоотношения несут в
себе вопросы, отвечая на которые ребенок развивается интеллектуально. Когда
ребенок спрашивает:
“Почему снежная баба становится меньше?”, - он
приобретает знания о разнице температур и таянии.
На природе расширяются и языковые
возможности ребенка, поскольку столкновение с массой новых вещей, которые он
наблюдает, трогает и нюхает, вызывает естественное желание послушать о них
рассказ воспитателя.
Природа – не беспредельный склад,
запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть
разумной, охранной и созидающей.
Это необходимо воспитывать с ранних
лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру мы прививаем для
развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности,
сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе,
дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же их бросают, обижают
животных.
Необходимо руководство взрослого,
чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно -
эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У
детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам
природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не
будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
Решение таких задач, как воспитание
действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными
и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского
сада и семьи. Я работаю в тесном сотрудничестве с родителями: участие родителей
в проекте «Берегите природу», изготовление газет «Отдыхаем, не вредя!»,
выставки «Дары природы», создание фотоальбомов: «Как мы отдыхаем на природе»,
«Моё любимое животное», «Наш домашний зеленый уголок»; акции «Огород на окне» и
т.д, беседы, консультации, папки – передвижки, конкурсы: «Мы за чистый город!»,
«Конкурс сказок и частушек на экологическую тему». Родители с большим
удовольствием принимают активное участие во всех мероприятия, которые мы
проводим и т. д.
Человечество сейчас борется за то,
чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое
последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Замечательный педагог В. А.
Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что
роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к
богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир
природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума».
Комментариев нет:
Отправить комментарий