Статья "Наблюдая - не вреди!"

 

Дмитриева Оксана Владимировна
воспитатель МКДОУ д/с №172 «Сказка»
г. Новосибирск
«Наблюдая – не вреди!» 
(из опыта работы)

Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

В 30-е годы биолог и селекционер И.В. Мичурин утверждал, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее- наша задача. К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят о том, что мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости. Поэтому настало время осознать каждому – сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!

Я очень люблю природу. Слова Мичурина тронули мою душу. Это и явилось выбором темы моей программы «Мир вокруг тебя».

Считаю, что дошкольный возраст - это оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

У ребенка появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.

Систематическое ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.

Работа по перспективному плану программы ведется 1 раз в неделю в экологической комнате или на открытом воздухе. Экологическая комната в нашем детском саду появилась в результате целенаправленной работы сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Мы с детьми ухаживаем за комнатными растениями в экологической комнате: поливаем, рыхлим землю, пересаживаем, вытираем пыль с листьев и т.д.

Огромную помощь в экологическом воспитании оказывает организованная пространственная среда в детском саду.

В уютном холле у нас расположены аквариумы с диковинными декоративными рыбками и террариум. Ни один родитель и ребенок не пройдет равнодушно, обязательно остановится, полюбуется и утром, и вечером.

Работу с детьми провожу непременно в нетрадиционной форме:

- экологические экскурсии;

-уроки доброты;

-уроки мышления (предлагаю детям проблемные ситуации, решение которых должно сопровождаться пояснением ребенка: Тебе захотелось погулять по лугу, побегать по дорожкам, но на одной дорожке прыгает кузнечик, а по другой ползет большой черный жук. Какую дорожку ты выберешь? Почему? И т. д.);

-экологические конкурсы;

- КВН, викторины;

-экологические акции (например, зимой проводим акции «Покормите птиц зимой», «Берегите, дети, ёлку!», «Мусор может стать игрушкой». Акция по изготовлению и развешиванию кормушек - важнейшая составляющая экологической работы в детском саду. А результаты детско - родительских «кормушечных» конкурсов, как правило, поражают воображение выдумкой и искусностью поделок: тетрапаки, коробки от тортов, бутылки, коробки от новогодних подарков; но были и шедевры - резные, деревянные, долговечные);

- трудовой десант,

- зеленый патруль, клуб исследователей природы;

- лаборатория юного эколога (работа с лупами- рассматривание строения насекомых и т.п.);

- составление экологических карт (возникли после прополки сорняков- лишние в природе? Комары?);

- выделение «Панорамы добрых дел»;

- ведение календарей природы (в соответствии с требованиями по организации развивающей среды, в уголках природы всех возрастных групп нашего детского сада имеются календари).

Работа с таким календарем предполагает совместную работу воспитателя и детей по наблюдению за сезонными изменениями в природе. Также мы ведем долгосрочные календари наблюдения - схему роста какого- либо растения (например, одуванчика);

- коллекционирование (коллекция почв; коллекция семян);

- День экологического творчества;

- экологические праздники (в нашем саду сложилась традиция проводить такие праздники: «День Земли», «День птиц», «День Солнца»);

- экологические сказки;

- наш сад так же включен в проект «Эколята- Дошколята».

Опыт показывает, что некоторые понятия более естественно усваиваются именно на открытом воздухе. Загадки природы можно увидеть в непосредственной близости. Даю рекомендации совместно детям и родителям – выбрать объект для наблюдения по дороге из дома в детский сад, из детского сада домой (за деревом, кустарником, лугом) и долговременно отмечать, какие происходят изменения. Затем ребята рассказывают об изменениях или показывают зарисовки длительных наблюдений, (кто-то выбирает рябину у дома, березку возле детского сада, цветники, луг).

Смену времен года можно созерцать и регистрировать ежедневно (наблюдения на прогулках); надвигающиеся тучи, которые вскоре прольются дождем или наблюдение за птицей, которая вьет гнездо. В нашей парковой зоне это возможно.

А однажды летом у нас появилась белка.

И эта ситуация сама подсказала тему долгосрочного наблюдения. Мы с детьми наблюдали, как белка передвигается по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению), чем она питается и как поедает корм. Мы вместе с детьми сделали ей деревянный домик. Но белка выбрала воронье гнездо на самой макушке ели. В этот период мы с детьми собирали материал, чтобы более подробно узнать о жизни белок (дети несли видеофильмы, энциклопедии, фотографии и т. д.) Узнали, как и где в природе белка устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осеннее- зимний и весеннее- летний периоды, дети увидели панораму событий в разные сезоны, приспособленность белки к сезонно меняющимся условиям жизни, рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. В начале осени белка с территории детского сада ушла. Я предложила детям придумать рассказ (пофантазировать) о том, куда и зачем она ушла (истории все были с хорошим концом). Для детей, таким образом, исчезновение белки прошло безболезненно.

Еще был случай, когда к нам прилетела большая белая сова.

Мы с детьми наблюдали за ней целый день. Дети сопереживали ей, т. к. ее то и дело атаковали стаи птиц (вороны, сороки, воробьи). Скорее всего, в ночное время она и улетела. Нам с детьми опять представился отличный случай понаблюдать за лесным представителем воочию. И снова дети несли различную литературу, видеофильмы, фотографии. Рассмотрев все, мы узнали более подробно о приспособленности сов к жизни в экосистеме леса.

Такие наблюдения могут надолго приковать внимание ребенка и остаться у него в памяти надолго.

В весенний период вместе с детьми сажаем семена томатов, перца и баклажанов; сеем на рассаду семена однолетних цветов (бархатцы, астры, годеция)- у нас на участке много цветников; семена базилика и сельдерея.

Пикируем подросшую рассаду овощных культур. На нашем огороде есть парник, в который мы и высаживаем рассаду овощных культур.

На грядки с детьми высаживаем кабачки, тыкву, горох, лук- чернушку, салат, петрушку, редис, морковь.

Учу детей ухаживать за клубникой (весной - обираем сухие листья, рыхлим землю, в течение лета - обрезаем усы, урожаем лакомимся, сами и угощаем детей из других групп).

Посадка и выращивание растений в течение лета дают ребенку пример причинно-следственных отношений, знание закономерностей роста, названия новых орудий труда (тяпка, лопатка для рыхления, грабли, секатор, пульверизатор), цветов (флоксы, мальва, петуния и т. д.).

Природные взаимоотношения несут в себе вопросы, отвечая на которые ребенок развивается интеллектуально. Когда ребенок спрашивает:

“Почему снежная баба становится меньше?”, - он приобретает знания о разнице температур и таянии.

На природе расширяются и языковые возможности ребенка, поскольку столкновение с массой новых вещей, которые он наблюдает, трогает и нюхает, вызывает естественное желание послушать о них рассказ воспитателя.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру мы прививаем для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же их бросают, обижают животных.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно - эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.

Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Я работаю в тесном сотрудничестве с родителями: участие родителей в проекте «Берегите природу», изготовление газет «Отдыхаем, не вредя!», выставки «Дары природы», создание фотоальбомов: «Как мы отдыхаем на природе», «Моё любимое животное», «Наш домашний зеленый уголок»; акции «Огород на окне» и т.д, беседы, консультации, папки – передвижки, конкурсы: «Мы за чистый город!», «Конкурс сказок и частушек на экологическую тему». Родители с большим удовольствием принимают активное участие во всех мероприятия, которые мы проводим и т. д.

Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий