Программа "Мир вокруг меня"

 

Содержание программы

1. Целевой раздел. Пояснительная записка. 3

1.1 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.. 5

1.2 Цели и задачи программы.. 6

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.. 7

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы.. 8

1.5. Планируемые результаты освоения детьми данной программы.. 8

1.6. Формы подведения итогов реализации программы.. 10

2. Содержательный раздел. 23

2.1. Тематическое планирование по группам.. 23

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников. 36

2.3. Перспективный план взаимодействия с социумом.. 38

3. Организационный раздел. 39

3.1 Материально-техническое обеспечение программы.. 39

3.2. Научно-методическое обеспечение программы.. 42

3.3. Сроки реализации программы.. 43

3.4. Организация предметно-пространственной среды развития ребенка. 43

4.Список литературы.. 45

1. Целевой раздел. Пояснительная записка

Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с природой, рассчитаны на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы направляют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.

Данная рабочая программа «Мир вокруг меня» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром, рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

Вариативная программа составлена на основе программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в рамках образовательной системы «Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, ФГОС а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать во всех возрастных группах экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, которую он может наблюдать каждый день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система знаний о природе.

Ребенок должен понимать, что каждое растение и животное – это живой организм. Ребенку легче установить сходства, чем различия. Они ведут сравнение с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизни живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, нормальной температуре, пространстве для обитания.

На примере конкретных растений и животных, которые ребенок видит рядом, следует определить связь строения органов и их жизнедеятельности, зависимость строения организма от условий обитания.

У дошкольников должно сложиться представление о приспособленности живых организмов к условиям постоянной среды обитания (рыбы, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в воде; насекомые - на земле и в воздухе; многие животные ведут наземный образ жизни).

О лесопарке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и местом их проживания. В процессе знакомства с различными экосистемами дети получают знания о цепочках питания, когда одни существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им понять, что в природе все взаимосвязано пищевыми цепочками, нарушение какого-либо звена в цепи может вызвать гибель многих живых организмов.

У дошкольников должны быть знания о негативном влиянии на природу деятельности людей, о том, как люди используют природу, заботятся о ее сохранении.

Правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять групповые поручения, пользуясь знаниями о потребностях живых существ. Оказывать помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

Формирование системы экологических знаний следует проводить с воспитанием положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках дошкольников. Детям необходимо научиться ухаживать за растениями и животными. Все трудовые действия должны быть осознанными, у дошкольника должно возникать желание выполнять эти трудовые действия.

В связи с этим большая часть учебного времени отводится на общение детей с природой, практическую деятельность, экспериментальную и творческую работу.

Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в рассуждениях) положительное. Дети хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.

Учитывая психологические особенности старших дошкольников, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог. Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

В основу программы положены принципы:
·            современность;
·            научность;
·            доступность;
·            ступенчатость;
·            систематичность;
·            последовательность;
·            наглядность.

Данная программа состоит в том, что процесс образования здесь построен на комплексно – тематическом принципе. Решение поставленных задач предполагается в совместной деятельности взрослого и дошкольников, и самостоятельной их деятельности. В программе разработаны темы для старшей и подготовительной групп. Для получения высоких результатов в работе по данной программе поддерживается прямая связь педагогов детского сада и родителей в различных формах общения (викторины, деловые игры, круглые столы, праздники, дни открытых дверей) с целью привлечь внимание взрослых к проблемам экологического воспитания детей.

1.1 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Новизна Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возрасте 4–7 лет, в результате изучения которой ребенок познает окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.

Актуальность В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений.

Педагогическая целесообразность Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально–положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. При реализации программы необходимо соблюдать принципы системности, последовательности, вариативности для достижения 3 педагогических целей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. 

Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы родного края, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности. У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания. Дети должны понять, что все в дикой природе взаимосвязано, все находится в одной экоцепочке. Это поможет им осознать, что нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ. У детей должны быть знания об отношении человека к природе и его влиянии на нее: отрицательном влиянии на природу ввиду своего рода деятельности и о том, как человек используя природу, заботится о ее сохранности. Результатом осознанно–правильного отношения детей к природе будет то, что они уже сами смогут объяснить свое поведение в природе, смогут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека. Выполнение различных заданий доказывает, что отношение дошкольников среднего возраста к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых – закрепить это желание, сделать его осознанным. 

Цели программы:
-воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить природу, бережно относиться к ней;
-формирование представлений о ценностях природы, положительному отношению к ней, умению экологически грамотно и безопасно вести себя в природе;
-закрепление полученных первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной деятельности по охране природы родного Сибирского края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи программы:

- Обучающая задача заключается в расширении и уточнении знаний ребенка о природе, развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных знаний о природе.
- Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно и последовательно.
- Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту природы и бережно относиться к ней.


Реализация программы:

1) Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объёма материала: от рассмотрения 1 – 2 объектов природы, 1- 2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению 4 количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями; 2) Использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников: систематическое изучение растений и животных зелёной зоны дошкольного учреждения, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать наглядно; 3) Постепенное познавательное продвижение дошкольников: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству; 4) Широкое использование в работе с дошкольниками разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зелёной зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала; 5) Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приёмов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, всех видов игр. 

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. К шести годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности. Внимание детей 5 лет становится более устойчивым и произвольным, они уже способны действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, но улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки. Ведущее значение приобретает наглядно– образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и прочее) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным продуктивным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. У детей 4 лет продолжается усвоение общепринятых экологических эталонов. Дети учатся не только внимательно наблюдать за явлениями природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. В этом возрасте они очень любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают речь, если она простая и ясная, связана с их непосредственным опытом. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребёнка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы. 

Средняя группа

1. У ребенка появляются чувства ответственности по отношению к природе. Он может рассказать об элементарных правилах поведения на природе
2. Под руководством взрослого проявляет интерес к познанию природной среды. Под руководством взрослого проявляет интерес к элементарным опытам.
3. Ребенок имеет представление об особенностях сезонной жизни природы. отмечает времена года и их признаки.
4. Ребенок имеет представление и умеет отличать несколько видов деревьев. Знает основных животных и птиц нашего края.
5. Ребенок может выразить свои впечатления от знакомства с природой (рассказывает, изображает).

Старшая группа

1.          У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
2.          Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, экспериментирования без поддержки взрослого.
3.          Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
4.          Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
5.          Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Подготовительная группа

1.          Гуманно-ценностное отношение детей к природе становится более устойчивым.  Дети стараются самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.
2.          Дети обращают внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советуют, как поступить, помочь живому, высказывают замечания, если их поведение вредит растениям и животным.
3.          Интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
4.          Отличаются широтой кругозора, хорошо ориентируются в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывают о них, делятся впечатлениями.
5.          Самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду. Владеют трудовыми умениями, достигая качественных результатов. 

2. Содержательный раздел

2.1. Тематическое планирование по группам

Средняя группа

Разделы. Темы.

Количество занятий

Дидактические игры, экспериментирование

 

Осень

 

 

1

Сезонное состояние погоды осенью

2

Загадки об осени, осенние приметы

2

Охрана здоровья и жизни ребенка осенью

1

Игровые ситуации:

- что будет, если ты промочишь ноги?
- если ты не наденешь теплые вещи?
-если ты не возьмешь зонт? И т.д.

3

Овощи. Труд людей на огороде

1

Д/ игры: «Что где растет?», «Узнай по запаху», «Вершки и корешки», «Созрело- не созрело»; С/р игра «Кафе «Витаминка»

4

Фрукты. Труд людей в саду

1

Д/ игры: «Узнай по вкусу», «Узнай и назови», «Съедобное- несъедобное»; С/р игра «Магазин овощей и фруктов»

5

Лес осенью. Деревья и кустарники. Растения Сибири

1

Д/ игры: «Назови растение», «Узнай дерево по коре», «С какого дерева лист?», «Что было бы, если листья не опадали с деревьев?»

6

Дары лесов Сибири (грибы, ягоды)

1

Д/ игры: «Грибная грамота», «Назови растение».

7

Домашние животные

1

Д/ игры: «Узнай по следу», «Выставка собак», «Мой четвероногий друг», «Спасатели»

8

Дикие животные Сибири

1

Д/ игры: «Кто живет в лесу?», «Кто где живет?», «Чьи это ноги?», «Да- нет»; С/р игра «Зоопарк»

 

Зима

 

 

9

Сезонное состояние погоды зимой

2

Загадки и пословицы о зиме, приметы зимы. «Какое время года?»

10

Охрана здоровья и жизни ребенка зимой

1

Игровые ситуации:

-что будет, если ты наберешь снег в обувь?
-если ты съешь снег?
-если ты не наденешь варежки на улицу? И т.д.

11

Воздух (опыты с ним)

1

Свойства воздуха. Опыт: прыжок игрушки с парашютом; «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»; опыт со стаканом и водой.

12

Вода (опыты с ней)

1

Свойства воды. Опыты: «Очистим воду»; испарение воды (белье на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце); зависимость состояния воды от температуры; «Узнай на вкус».

13

Снег (опыты с ним)

1

Свойства снега. Опыты: «Цветные льдинки»; защитные свойства снега (вода в трех бутылках в снегу на разной глубине)

14

Лес зимой

1

Д/игры: «Где больше снега?», «Так бывает или нет?», «Кто живет в лесу?»

15

Дикие животные зимой

1

Д/игры: «Кто, где зимует?», «Чьи следы?», «Опиши, я угадаю»

16

Зимующие птицы Сибири

1

Д/игры: «У кого какой клюв?», «Длинные и короткие ноги», «Перелетные и зимующие», «Чьи следы?», «Узнай птицу по голосу»

 

Весна

 

 

17

Сезонное состояние погоды весной

2

Загадки и пословицы о весне, приметы весны. «Что перепутал художник?»

18

Охрана здоровья и жизни ребенка весной

1

Игровые ситуации:

- что будет, если ты будешь лезть в сугробы весной?
-если ты не будешь надевать шапку?
- если ты будешь гулять по лужам? И т.д.

19

Перелетные птицы Сибири

1

Д/ игры: «Кто вьет гнездо?», «У кого короче ноги?», «Чьи следы?»

20

Лес весной

1

Д/ игры «Связь живой и неживой природы», «Так бывает или нет?»; Опыты: необходимость влаги для роста растений, необходимость света для роста растений, необходимость тепла для роста растений.

21

Дикие животные весной

1

Д/ игры: «Кто знает, тот отвечает», «Узнай, какой зверь?», «Полезные или вредные?», «Путаница».

22

Комнатные растения. Уход за ними

1

Д/ игры: «Угадай, от какого комнатного растения цветок»; Опыты: влияние температуры, света, воды на рост растений; определение необходимости пересадки комнатных растений

23

Экспериментальная работа с растениями

1

Опыты: проведение опытов на выявление пользы дождевых червей; черенкование растений и т. д.

 

Лето

 

 

24

Сезонное состояние погоды летом

2

Загадки и пословицы о лете, приметы лета.

25

Охрана здоровья и жизни ребенка летом

1

Игровые ситуации:

-что будет, если ты будешь гулять в знойную погоду без головного убора?
-если ты без разрешения взрослого пойдешь купаться в водоем?
- если ты будешь кататься на велосипеде или на роликах на проезжей части дороги? И т.д.
 

26

Насекомые

1

Д/ игры: «Шестиногие друзья», «Вредные или полезные?», «Угадай по описанию», «Где мой дом?»

27

Луговые и садовые цветы Сибири

1

Д/ игры: «Не уставайте удивляться», «Зеленая аптека», «Цветы, занесенные в красную книгу»

28

Песок, глина, вода и опыты с ними

1

Опыты: выявление в составе почвы песка глины и воды; увлажненная или сухая почва.

Д/ игры: «Живое- неживое», «Живая пирамида».

Старшая группа

Разделы. Темы.

Кол-во занятий

План деятельности (Беседы, дидактические игры, экспериментирование)

Осень

 

 

Сезонное состояние погоды осенью

2

Беседа об осени; загадки об осени, осенние приметы; Д/и «Когда это бывает?»

Охрана здоровья и жизни ребенка осенью

1

Игровые ситуации:

- что будет, если ты промочишь ноги?

- если ты не наденешь теплые вещи?

-если ты не возьмешь зонт? И т.д.

Овощи. Труд людей на огороде

1

Беседа об овощах; рассматривание иллюстраций «Овощи»; Д/ и «Что где растет?», «Узнай по запаху», «Вершки и корешки», «Созрело- не созрело»; С/р игра «Кафе «Витаминка»

Фрукты. Труд людей в саду

1

Беседа о фруктах; рассматривание иллюстраций «Фрукты»; Д/ и «Узнай по вкусу», «Узнай и назови», «Съедобное- несъедобное»; С/р игра «Магазин овощей и фруктов»

Лес осенью. Деревья и кустарники. Растения Сибири

1

Беседа о лесе; рассматривание иллюстраций «Лес», Деревья и кустарники», «Луговые цветы»; Д/ и «Назови растение», «Узнай дерево по коре», «С какого дерева лист?», «Что было бы, если листья не опадали с деревьев?»

Дары лесов Сибири (грибы, ягоды)

1

Беседа о грибах, ягодах; рассматривание иллюстраций «Грибы», «Садовые и лесные ягоды»; Д/ и «Грибная грамота», «Назови растение».

Домашние животные

1

Беседа о домашних животных; рассматривание иллюстраций «Домашние животные»; Д/ и «Узнай по следу», «Выставка собак», «Мой четвероногий друг», «Спасатели»

Дикие животные Сибири

1

Беседа о диких животных; рассматривание иллюстраций «Дикие животные»; Д/ и «Кто живет в лесу?», «Кто где живет?», «Чьи это ноги?», «Да- нет»; С/р игра «Зоопарк»

Зима

 

 

Сезонное состояние погоды зимой

2

Беседа о зиме; рассматривание иллюстраций «Зима»; загадки и пословицы о зиме, приметы зимы. «Какое время года?»

Охрана здоровья и жизни ребенка зимой

1

Игровые ситуации:

-что будет, если ты наберешь снег в обувь?

-если ты съешь снег?

-если ты не наденешь варежки на улицу? И т.д.

Воздух (опыты с ним)

1

Свойства воздуха. Опыт: прыжок игрушки с парашютом; «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»; опыт со стаканом и водой.

Вода (опыты с ней)

1

Свойства воды. Опыты: «Очистим воду»; испарение воды (белье на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце); зависимость состояния воды от температуры; «Узнай на вкус».

Снег (опыты с ним)

1

Свойства снега. Опыты: «Цветные льдинки»; защитные свойства снега (вода в трех бутылках в снегу на разной глубине)

Лес зимой

1

Беседа об изменениях в лесу в зимний период; Д/и «Где больше снега?», «Так бывает или нет?», «Кто живет в лесу?»

Дикие животные зимой

1

Беседа о приспособленности диких животных к зимним условиям; Д/и «Кто, где зимует?», «Чьи следы?», «Опиши, я угадаю»

Зимующие птицы Сибири

1

Беседа о зимующих птицах Сибири; рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»; Д/и «У кого какой клюв?», «Длинные и короткие ноги», «Перелетные и зимующие», «Чьи следы?», «Узнай птицу по голосу»

Весна

 

 

Сезонное состояние погоды весной

2

Беседа о весне; рассматривание иллюстраций «Весна»; загадки и пословицы о весне, приметы весны; Д/и «Что перепутал художник?»

Охрана здоровья и жизни ребенка весной

1

Игровые ситуации:

- что будет, если ты будешь лезть в сугробы весной?

-если ты не будешь надевать шапку?

- если ты будешь гулять по лужам? И т.д.

Перелетные птицы Сибири

1

Беседа о перелетных птицах; рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»; Д/ и «Кто вьет гнездо?», «У кого короче ноги?», «Чьи следы?»

Лес весной

1

Беседа об изменениях в жизни растений весной; Д/ и «Связь живой и неживой природы», «Так бывает или нет?»; Опыты: необходимость влаги для роста растений, необходимость света для роста растений, необходимость тепла для роста растений.

Дикие животные весной

1

Беседа об изменениях в жизни диких животных в весенний период»; Д/ и «Кто знает, тот отвечает», «Узнай, какой зверь?», «Полезные или вредные?», «Путаница».

Комнатные растения. Уход за ними

1

Беседа о комнатных растениях; рассматривание иллюстраций «Комнатные растения» и живых растений в групповой комнате; Д/ и «Угадай, от какого комнатного растения цветок»; Опыты: влияние температуры, света, воды на рост растений; определение необходимости пересадки комнатных растений

Экспериментальная работа с растениями

1

Опыты: проведение опытов на выявление пользы дождевых червей; черенкование растений и т. д.

Лето

 

 

Сезонное состояние погоды летом

2

Беседа о лете, о сезонных изменениях в природе; рассматривание иллюстраций «Лето»; загадки и пословицы о лете, приметы лета; Д/и «Угадай время года»

Охрана здоровья и жизни ребенка летом

1

Игровые ситуации:

-что будет, если ты будешь гулять в знойную погоду без головного убора?

-если ты без разрешения взрослого пойдешь купаться в водоем?

- если ты будешь кататься на велосипеде или на роликах на проезжей части дороги? И т.д.

Насекомые

1

Беседа о насекомых; рассматривание иллюстраций «Насекомые»; Д/ и «Шестиногие друзья», «Вредные или полезные?», «Угадай по описанию», «Где мой дом?»

Луговые и садовые цветы Сибири

1

Беседа о цветах; рассматривание иллюстраций «Луговые цветы», «Садовые цветы»; Д/ и «Не уставайте удивляться», «Зеленая аптека», «Цветы, занесенные в красную книгу»

Песок, глина, вода и опыты с ними

1

Опыты: выявление в составе почвы песка глины и воды; увлажненная или сухая почва.

Д/ игры: «Живое- неживое», «Живая пирамида».



Подготовительная группа

Разделы. Темы.

Кол-во занятий

План деятельности (Беседы, дидактические игры, экспериментирование, художественная литература)

Осень

 

 

Дом под крышей голубой

1

Беседа «Где я живу» - дать представление о суше, воде, разнообразии рельефа земной поверхности; Д/и «Рассели животных», «Кто живет на суше, а кто в воде?»

Овощи и фрукты- лучшие продукты

1

Беседа о пользе овощей и фруктов; загадки об овощах и фруктах; Д/и «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Готовим борщ и компот»

Волшебница Осень

1

Беседа «Такая разная осень. Жизнь растений и животных осенью»; чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»; загадки об осени, об явлениях природы; наблюдение за листопадом; чтение книги Т. Д. Нуждина «Чудо- всюду» «Почему осенью листопад?»; Д/и «Угадай время года», «Когда это бывает?»

Лес и наше здоровье

1

Беседа о взаимосвязи леса с жизнью человека; составление пищевых цепочек леса; Д/и «Как вести себя в лесу», «Чудеса в лесу»; рассматривание иллюстраций «Лес в разные сезоны», «С какого дерева листочки?», «Чьи детки?», «Что было бы, если исчезли леса?», «Противоположность»; опыт (летающие семена) - роль ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит

Грибное царство

1

Беседа о съедобных и несъедобных грибах, о вреде и пользе; чтение Л. Толстой «Девочка и грибы», П. Потемкин «Мухомор», В. Сутеев «Под грибом»; рассматривание иллюстраций «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы»; Д/и «Грибы», «Съедобное- несъедобное», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Грибная грамота»

Зеленая аптека Сибири

1

Беседа о лекарственных растениях Сибири; рассматривание гербария с описанием лекарственных трав; знакомство с «красной книгой»; рассматривание строения ромашки аптечной и подорожника; Д/и «Узнай целебную траву»

Домашние и декоративные птицы

1

Беседа о домашних птицах; чтение Т. А. Шорыгина «Песенка о попугае», «Розовый какаду», «Певунья- канарейка»; рассматривание иллюстраций «Домашние птицы», «Декоративные птицы»; Д/и «Угадай по описанию», «Чей хвост?», «Что за птица?», «Как птицы летают?», загадки о птицах

На бабушкином дворе

1

Беседа о домашних животных; загадки о животных; рассматривание иллюстраций «Ферма»; Д/и «Угадай кто кричит», «Да- нет», «Найди ошибку», «Разрезные картинки»

Лесные жители

1

Беседа «Эти удивительные животные»; составление модели «Признаки животных»; загадки о диких животных; Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит», «Кто спрятался?»

Зима

 

 

Зима полна серебра

1

Беседа о зиме; загадки о зиме, явлениях природы; рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»; чтение С. Козлов «Зимняя сказка», С. Маршак «Двенадцать месяцев»; опыт «Снег сохраняет тепло»

Белый снег, пушистый

1

Опыты со снегом; экспериментирование «цветные льдинки», превращение в воду и лед; измерение глубины сугробов

Кто как зимует?

1

Загадки о животных; составление модели «Признаки животных»; Д/и «Зоологическое домино», «Кто спрятался?», «Что за зверь?», «Как маскируются животные?», «У кого какой дом?»

Пернатые друзья

1

Беседа о зимующих и перелетных птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; наблюдение за птицами на участке; Д/ и «Кто где живет?», «Зимующие и перелетные», «Чей хвост?», «Рыба, птица, зверь»

Воздух (опыты с ним)

1

Опыты с воздухом (вкус, запах, цвет); надувание мыльных пузырей; опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растений)

Царица- водица (опыты с ней), значение воды в жизни всего живого

1

Беседа о значении воды в жизни людей и всего живого на земле; моделирование (круговорот воды в природе); чтение «Что такое роса?» из книги Т. Д. Нуждиной «Чудо- всюду»

Подводное царство (аквариумные рыбы)

1

Беседа об аквариумных рыбах; отгадывание загадок про рыб; Д/и «Угадай аквариумных рыб», «Кто больше запомнит», «Чем похожи?», «Чем отличаются?»; опыт (определение возраста рыбы)

Весна

 

 

Весна пришла

1

Наблюдение за весенними изменениями в природе; беседа «Животные и птицы весной»; загадки о весне; Д/и «Покажи перелетных птиц», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки»

Животные Севера

1

Беседа о животных Севера; беседа по картине «Белые медведи»; Чтение Г. Снегирев «След оленя»; Д/и «Кто где живет?», «Кто лишний?», «Чей силуэт?», «Зоологическое лото», «Хищники и травоядные», «посели животное»

Животные жарких стран

1

Беседа о животных жарких стран; чтение Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура»; составление пищевых цепочек; Д/и «Кто где живет», «Разрезные картинки»

Речные обитатели Сибири

1

Беседа об обитателях рек; рассматривание иллюстраций «Речные рыбы Сибири»; Д/и «Рыба, птица, зверь», «Найди ошибку», «Кто живет в реке?»; чтение О. Г. Зыкова «Сом», «Окунь», «Карась», «Ерш», В. Гаршин «Лягушка- путешественница»; Д/и «Кто лишний?»

Обитатели морей и океанов

1

Беседа о жителях морей и океанов; рассматривание иллюстраций «Обитатели морей и океанов»; чтение О. Г. Зыкова «Камбала», «Морской петух», «Рыба- прилипала», «Осетр», «Акула», «Скат», И. В. Переверзев «На море»; Д/и «Чей силуэт?», «Разрезные картинки»

Путешествие в царство комнатных растений

1

Беседа о строении растений, об уходе за ними; опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание); опыт (растение теряет воду через испарение)

Космос. Вселенная. Звезды

2

Просмотр презентации «Солнечная система»; рассматривание иллюстраций звездного неба; чтение А. Шмыгина «Космонавты», А. Митяев «12 апреля. День космонавтики», Ю Марцикявичус «Солнце отдыхает»; Д/и «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Кто знает, тот отвечает»

Сады цветут

1

Наблюдение за цветением деревьев; рассматривание иллюстраций «Сравнение различных периодов весны»; чтение З. Александрова «Белая черемуха», Л. Толстой «Яблони», А. Плещеев «Мой садик» Д/и «Найди такой же», «Раскрась предметы живой и неживой природы», «С какого дерева лист?», «Что где растет?», «С какого дерева цветок?»

Песок, глина, камень, почва

1

Опыт с песком, глиной- как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение); рассмотреть песок и глину (сравнить)

Лето

 

 

Лето- чудесная пора

1

Беседа о лете; чтение стихотворения Е. Трутневой «Лето»; загадывание загадок о лете, о явлениях природы; рассматривание иллюстраций «Лето»; Д/ и «Угадай время года», «Когда это бывает?», «Где что зреет?»

Шестиногие помощники

1

Отгадывание загадок; чтение стихотворений М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», Л. Квитко «Жучок», Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», В. Драгунский «Он живой и светится», «Найди лишнее»; наблюдение за дождевыми червями; опыт «Как лучше дышит растение?»; Д/и «Кто спрятался в траве?»

Насекомые- не только друзья, но и враги

1

Беседа о насекомых вредителях; Д/и «Угадай по описанию», «Найди насекомых, поедающих листья», «Кто в домике живет?», «Чем они вредны?»

Чудо- ягоды

1

Беседа о садовых и лесных ягодах; рассматривание иллюстраций «Ягоды»; Д/и «Свари компот и варенье», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию»

Мы друзья природы

1

Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу»; Д/и «Что ты сделал доброе для природы?», «Кто больше», «Опиши, а мы отгадаем»

Проведение итогового мониторинга

1

Диагностические карты для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников



Комментариев нет:

Отправить комментарий