Содержание программы
1. Целевой раздел. Пояснительная записка
1.1 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
программы
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе
реализации программы
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы
1.5. Планируемые результаты освоения детьми данной программы
1.6. Формы подведения итогов реализации программы
2.1. Тематическое планирование по группам
2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями
воспитанников
2.3. Перспективный план взаимодействия с социумом
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Научно-методическое обеспечение программы
3.3. Сроки реализации программы
3.4. Организация предметно-пространственной среды развития
ребенка
1. Целевой раздел. Пояснительная записка
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников
и по ознакомлению детей с природой, рассчитаны на повседневную работу воспитателя
в детском саду. Эти программы направляют его на описание конкретных объектов, не
рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Данная рабочая программа «Мир вокруг меня» направлена на формирование
экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение
детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром, рассчитана на детей
от 5 до 7 лет.
Вариативная программа составлена на основе программы развития
и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в рамках образовательной системы
«Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, ФГОС а также использовались технологии
программы экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой,
«Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по
ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать во всех возрастных группах
экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает
рядом, которую он может наблюдать каждый день, может потрогать и пощупать. К концу
дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система знаний о природе.
Ребенок должен понимать, что каждое растение и животное – это
живой организм. Ребенку легче установить сходства, чем различия. Они ведут сравнение
с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут
как я и т.д.). Для нормальной жизни живой организм нуждается в пище, свете, воздухе,
нормальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, которые ребенок
видит рядом, следует определить связь строения органов и их жизнедеятельности,
зависимость строения организма от условий обитания.
У дошкольников должно сложиться представление о приспособленности
живых организмов к условиям постоянной среды обитания (рыбы, некоторые насекомые
и звери приспособлены к жизни в воде; насекомые - на земле и в воздухе; многие
животные ведут наземный образ жизни).
О лесопарке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно
дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и местом
их проживания. В процессе знакомства с различными экосистемами дети получают
знания о цепочках питания, когда одни существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им понять, что
в природе все взаимосвязано пищевыми цепочками, нарушение какого-либо звена в цепи
может вызвать гибель многих живых организмов.
У дошкольников должны быть знания о негативном влиянии на
природу деятельности людей, о том, как люди используют природу, заботятся о ее сохранении.
Правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они
уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых,
самостоятельно выполнять групповые поручения, пользуясь знаниями о потребностях
живых существ. Оказывать помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение
растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить с
воспитанием положительного отношения к природе, которое должно проявляться в
активной деятельности, в поступках дошкольников. Детям необходимо научиться
ухаживать за растениями и животными. Все трудовые действия должны быть осознанными,
у дошкольника должно возникать желание выполнять эти трудовые действия.
В связи с этим большая часть учебного времени отводится на общение
детей с природой, практическую деятельность, экспериментальную и творческую работу.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших
дошкольников к природе (в рассуждениях) положительное. Дети хотят бережно относиться
к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа.
Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Учитывая психологические особенности старших дошкольников, основным
содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия
с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог. Программа
рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
В основу программы положены принципы:
·
современность;
·
научность;
·
доступность;
·
ступенчатость;
·
систематичность;
·
последовательность;
·
наглядность.
Данная программа состоит в том, что процесс
образования здесь построен на комплексно – тематическом принципе. Решение поставленных задач предполагается в совместной деятельности взрослого и дошкольников,
и самостоятельной их деятельности. В программе разработаны темы для старшей и
подготовительной групп. Для получения высоких результатов в работе по данной программе
поддерживается прямая связь педагогов детского сада и родителей в различных формах
общения (викторины, деловые игры, круглые столы, праздники, дни открытых дверей)
с целью привлечь внимание взрослых к проблемам экологического воспитания детей.
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников
и по ознакомлению детей с природой, рассчитаны на повседневную работу воспитателя
в детском саду. Эти программы направляют его на описание конкретных объектов, не
рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Данная рабочая программа «Мир вокруг меня» направлена на формирование
экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение
детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром, рассчитана на детей
от 5 до 7 лет.
Вариативная программа составлена на основе программы развития
и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в рамках образовательной системы
«Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, ФГОС а также использовались технологии
программы экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой,
«Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по
ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать во всех возрастных группах
экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает
рядом, которую он может наблюдать каждый день, может потрогать и пощупать. К концу
дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система знаний о природе.
Ребенок должен понимать, что каждое растение и животное – это
живой организм. Ребенку легче установить сходства, чем различия. Они ведут сравнение
с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут
как я и т.д.). Для нормальной жизни живой организм нуждается в пище, свете, воздухе,
нормальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, которые ребенок
видит рядом, следует определить связь строения органов и их жизнедеятельности,
зависимость строения организма от условий обитания.
У дошкольников должно сложиться представление о приспособленности
живых организмов к условиям постоянной среды обитания (рыбы, некоторые насекомые
и звери приспособлены к жизни в воде; насекомые - на земле и в воздухе; многие
животные ведут наземный образ жизни).
У дошкольников должны быть знания о негативном влиянии на
природу деятельности людей, о том, как люди используют природу, заботятся о ее сохранении.
Правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они
уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых,
самостоятельно выполнять групповые поручения, пользуясь знаниями о потребностях
живых существ. Оказывать помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение
растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить с
воспитанием положительного отношения к природе, которое должно проявляться в
активной деятельности, в поступках дошкольников. Детям необходимо научиться
ухаживать за растениями и животными. Все трудовые действия должны быть осознанными,
у дошкольника должно возникать желание выполнять эти трудовые действия.
В связи с этим большая часть учебного времени отводится на общение
детей с природой, практическую деятельность, экспериментальную и творческую работу.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших
дошкольников к природе (в рассуждениях) положительное. Дети хотят бережно относиться
к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа.
Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Учитывая психологические особенности старших дошкольников, основным
содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия
с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог. Программа
рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
· современность;
· научность;
· доступность;
· ступенчатость;
· систематичность;
· последовательность;
· наглядность.
1.1 Новизна, актуальность, педагогическая
целесообразность программы
Новизна Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возрасте 4–7 лет, в результате изучения которой ребенок познает окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.
Актуальность В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений.
Педагогическая целесообразность Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально–положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. При реализации программы необходимо соблюдать принципы системности, последовательности, вариативности для достижения 3 педагогических целей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными.
Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы родного края, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности. У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания. Дети должны понять, что все в дикой природе взаимосвязано, все находится в одной экоцепочке. Это поможет им осознать, что нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ. У детей должны быть знания об отношении человека к природе и его влиянии на нее: отрицательном влиянии на природу ввиду своего рода деятельности и о том, как человек используя природу, заботится о ее сохранности. Результатом осознанно–правильного отношения детей к природе будет то, что они уже сами смогут объяснить свое поведение в природе, смогут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека. Выполнение различных заданий доказывает, что отношение дошкольников среднего возраста к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых – закрепить это желание, сделать его осознанным.
Цели программы:
-воспитание
гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить природу, бережно
относиться к ней;
-формирование
представлений о ценностях природы, положительному отношению к ней, умению экологически
грамотно и безопасно вести себя в природе;
-закрепление полученных
первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной деятельности по охране
природы родного Сибирского
края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи программы:
- Обучающая
задача заключается в расширении и уточнении знаний ребенка о природе, развитию
у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении
первоначальных знаний о природе.
- Развивающая
задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать
собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение
думать самостоятельно и последовательно.
- Воспитательная
задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться,
переживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту природы и бережно
относиться к ней.
Реализация программы:
1) Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объёма материала: от рассмотрения 1 – 2 объектов природы, 1- 2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению 4 количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями; 2) Использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников: систематическое изучение растений и животных зелёной зоны дошкольного учреждения, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать наглядно; 3) Постепенное познавательное продвижение дошкольников: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству; 4) Широкое использование в работе с дошкольниками разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зелёной зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала; 5) Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приёмов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, всех видов игр.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации
программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. К шести годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности. Внимание детей 5 лет становится более устойчивым и произвольным, они уже способны действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, но улучшается ее устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки. Ведущее значение приобретает наглядно– образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и прочее) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным продуктивным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. У детей 4 лет продолжается усвоение общепринятых экологических эталонов. Дети учатся не только внимательно наблюдать за явлениями природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. В этом возрасте они очень любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают речь, если она простая и ясная, связана с их непосредственным опытом. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребёнка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.
Средняя группа
1. У ребенка появляются чувства ответственности по отношению к природе.
Он может рассказать об элементарных правилах поведения на природе
2. Под руководством взрослого проявляет интерес к познанию природной
среды. Под руководством взрослого проявляет интерес к элементарным опытам.
3. Ребенок имеет представление об особенностях сезонной жизни природы.
отмечает времена года и их признаки.
4. Ребенок имеет представление и умеет отличать несколько видов
деревьев. Знает основных животных и птиц нашего края.
5. Ребенок может выразить свои впечатления от знакомства с природой
(рассказывает, изображает).
Старшая группа
1.
У ребёнка преобладает положительное
отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной
среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
2.
Проявляет интерес и стремление к
самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения,
экспериментирования без поддержки взрослого.
3.
Проявляет любознательность, стремление
глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной
инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
4.
Имеет представления о многообразии
растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет
представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится
применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
5.
Отражает свои впечатления в
предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в
играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Подготовительная группа
1.
Гуманно-ценностное отношение детей к
природе становится более устойчивым.
Дети стараются самостоятельно придерживаться правил поведения в природе
не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним
питомцам, но и в естественной природной среде.
2.
Дети обращают внимание на поведение
малышей и сверстников в природе: советуют, как поступить, помочь живому,
высказывают замечания, если их поведение вредит растениям и животным.
3.
Интересуются изучением природного мира,
высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений, организуют и
осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с
собственными замыслами.
4.
Отличаются широтой кругозора, хорошо
ориентируются в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывают о
них, делятся впечатлениями.
5.
Самостоятельно ухаживают за растениями
уголка природы, ответственно относятся к труду. Владеют трудовыми умениями,
достигая качественных результатов.
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование по группам
Средняя группа
№ |
Разделы. Темы. |
Количество занятий |
Дидактические игры, экспериментирование |
|
Осень |
|
|
1 |
Сезонное состояние погоды осенью |
2 |
Загадки об осени, осенние приметы |
2 |
Охрана здоровья и жизни ребенка осенью |
1 |
Игровые ситуации:- что будет, если ты промочишь
ноги? |
3 |
Овощи. Труд людей на огороде |
1 |
Д/ игры: «Что где растет?», «Узнай по запаху», «Вершки и корешки», «Созрело- не созрело»; С/р игра «Кафе «Витаминка» |
4 |
Фрукты. Труд людей в саду |
1 |
Д/ игры: «Узнай по вкусу», «Узнай и назови», «Съедобное- несъедобное»; С/р игра «Магазин овощей и фруктов» |
5 |
Лес осенью. Деревья и кустарники. Растения Сибири |
1 |
Д/ игры: «Назови растение», «Узнай дерево по коре», «С какого дерева лист?», «Что было бы, если листья не опадали с деревьев?» |
6 |
Дары лесов Сибири (грибы, ягоды) |
1 |
Д/ игры: «Грибная грамота», «Назови растение». |
7 |
Домашние животные |
1 |
Д/ игры: «Узнай по следу», «Выставка собак», «Мой четвероногий друг», «Спасатели» |
8 |
Дикие животные Сибири |
1 |
Д/ игры: «Кто живет в лесу?», «Кто где живет?», «Чьи это ноги?», «Да- нет»; С/р игра «Зоопарк» |
|
Зима |
|
|
9 |
Сезонное состояние погоды зимой |
2 |
Загадки и пословицы о зиме, приметы зимы. «Какое время года?» |
10 |
Охрана здоровья и жизни ребенка зимой |
1 |
Игровые ситуации:-что будет, если ты наберешь
снег в обувь? |
11 |
Воздух (опыты с ним) |
1 |
Свойства воздуха. Опыт: прыжок игрушки с парашютом; «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»; опыт со стаканом и водой. |
12 |
Вода (опыты с ней) |
1 |
Свойства воды. Опыты: «Очистим воду»; испарение воды (белье на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце); зависимость состояния воды от температуры; «Узнай на вкус». |
13 |
Снег (опыты с ним) |
1 |
Свойства снега. Опыты: «Цветные льдинки»; защитные свойства снега (вода в трех бутылках в снегу на разной глубине) |
14 |
Лес зимой |
1 |
Д/игры: «Где больше снега?», «Так бывает или нет?», «Кто живет в лесу?» |
15 |
Дикие животные зимой |
1 |
Д/игры: «Кто, где зимует?», «Чьи следы?», «Опиши, я угадаю» |
16 |
Зимующие птицы Сибири |
1 |
Д/игры: «У кого какой клюв?», «Длинные и короткие ноги», «Перелетные и зимующие», «Чьи следы?», «Узнай птицу по голосу» |
|
Весна |
|
|
17 |
Сезонное состояние погоды весной |
2 |
Загадки и пословицы о весне, приметы весны. «Что перепутал художник?» |
18 |
Охрана здоровья и жизни ребенка весной |
1 |
Игровые ситуации:- что будет, если ты будешь
лезть в сугробы весной? |
19 |
Перелетные птицы Сибири |
1 |
Д/ игры: «Кто вьет гнездо?», «У кого короче ноги?», «Чьи следы?» |
20 |
Лес весной |
1 |
Д/ игры «Связь живой и неживой природы», «Так бывает или нет?»; Опыты: необходимость влаги для роста растений, необходимость света для роста растений, необходимость тепла для роста растений. |
21 |
Дикие животные весной |
1 |
Д/ игры: «Кто знает, тот отвечает», «Узнай, какой зверь?», «Полезные или вредные?», «Путаница». |
22 |
Комнатные растения. Уход за ними |
1 |
Д/ игры: «Угадай, от какого комнатного растения цветок»; Опыты: влияние температуры, света, воды на рост растений; определение необходимости пересадки комнатных растений |
23 |
Экспериментальная работа с растениями |
1 |
Опыты: проведение опытов на выявление пользы дождевых червей; черенкование растений и т. д. |
|
Лето |
|
|
24 |
Сезонное состояние погоды летом |
2 |
Загадки и пословицы о лете, приметы лета. |
25 |
Охрана здоровья и жизни ребенка летом |
1 |
Игровые ситуации:-что будет, если ты будешь
гулять в знойную погоду без головного убора? |
26 |
Насекомые |
1 |
Д/ игры: «Шестиногие друзья», «Вредные или полезные?», «Угадай по описанию», «Где мой дом?» |
27 |
Луговые и садовые цветы Сибири |
1 |
Д/ игры: «Не уставайте удивляться», «Зеленая аптека», «Цветы, занесенные в красную книгу» |
28 |
Песок, глина, вода и опыты с ними |
1 |
Опыты: выявление в составе
почвы песка глины и воды; увлажненная или сухая почва.Д/ игры: «Живое- неживое», «Живая пирамида». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий