Игра –тренинг «Жук вверх ногами»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости,
экологической эмпатии, воображения.
Материал: изображение жуков размером 1-2 см.
(впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя таким образом задания);
картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки
(возможный вариант - гусеницы).
Проведение
игры: Воспитатель раскладывает «перевернутых»
жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых
и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа
на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же
плохо лежать вверх ногами - неудобно, страшно! Неужели они так и будут
мучиться? Я помогу им. Возьму листок бумаги или листок дерева, лежащий на
земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет
листок и помогает воспитанникам перевернуться). Как обрадовались жуки помощи!
Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь
обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные).
Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в
«траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на
зеленый лист бумаги – «поляну».)
Игра – тренинг «Люди божьи коровки»
Цель: Развитие чувства эмоциональной
отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Материал:
эмблемы с контурным изображением божьих коровок.
Проведение
игры: Воспитатель и дети разрисовывают
заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок,
закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет,
божья коровка!» Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами,
приставленными ко лбу) и говорят «Привет, божья коровка Лариса! Привет божья
коровка Саша!» Дети делятся на две команды, например: девочки и мальчики.
Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые
действия: «Сейчас божьи коровки - девочки присядут на куст (ковер, траву…). А
божьи коровки-мальчики превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по
веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим
воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим
коровкам стало трудно дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось
спать: заползли под листочки (под покрывала, большие платки), поспим, отдохнем.
А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок,
подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой
большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь,
божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим
делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти слова) И люди ушли,
а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в
людей, а мальчики - в божьих коровок (игра повторяется со сменой ролей). Можно
провести аналогичную игру «Люди и дождевые черви», «Люди и воробьи».
Игра – тренинг «Природные» человечки
Цель: Развитие чувства эмоциональной
отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Материал: разнообразный природный материал:
·
семена,
плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.;
· небольшие
банки или коробки (для каждого участника);
·
кусочки
пластилина.
Проведение
игры: Воспитатель предлагает детям выложить
на полу или на стене человечка из любого природного материала. Его части тела
можно соединить при помощи пластилина. Вариант задания: использовать только
один вид плодов. (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее
педагог спрашивает: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы
сделали, если бы превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что
ему нравится? (не нравится) в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку,
человечку из коры, Песочному, Каменному человечку».
Игра – тренинг «Волшебные дощечки»
Цель: расширение чувственного опыта детей,
развитие воображения.
Материал: дощечки 5*10см по 10 штук на ребенка. С
одной стороны, на них наклеены стебли растений разной толщины, листья, кора
деревьев, семена растений, мелкие камешки, рыбная чешуя и т.д.
Проведение
игры: Каждому ребенку раздается комплект
карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть,
пощупать, понюхать и т.д. Определить природный материал, вспомнить, где его
можно встретить в природе. Обследовать карточку с закрытыми глазами, рассказать
о своих ощущениях. Придумать название карточки, представить себя на том месте,
где встречался этот материал и т.д.
Игра – тренинг «Птицы»
Цель: расширение чувственного опыта детей,
эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания.
Материал: иллюстрации с изображением птиц,
картинки иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, аудио запись
«Голоса птиц», фломастеры, краски, карандаши.
Проведение
игры: предложить детям представить, что они
оказались в лесу, послушать голоса птиц (аудио запись), выбрать понравившиеся
звуки, распознать какая птица может их издавать. Выбрать подходящие перышки.
Нарисовать птицу и дать ей свое название. Пофантазировать на тему: «если бы я
был птицей».
Игра –тренинг «Ароматная сказка»
Цель: расширение чувственного опыта детей,
развитие воображения.
Материал: полотняные мешочки с разными видами
трав, природным материалом, картинки с изображением поля, луга, леса.
Проведение
игры: ребенок нюхает мешочек, пытаясь
представить, где живет герой этой «Ароматной сказки». Объяснить свои ощущения и
свой выбор. Выбрать иллюстрации с изображением места, где может жить главный
герой, старается мысленно побывать «гостях» у героя сказки. Затем рассказывает
о своих ощущениях и впечатлениях.
Игра тренинг «Лесной карнавал»
Цель: расширение чувственного опыта детей,
стимулировать проявление эмпатии, стремление представить образ в мимике,
движениях, жесте.
Проведение
игры: объяснить детям, что сегодня в лесу
карнавал. Все звери пришли в масках, и узнать их можно только по движениям и
повадкам. Один ребенок показывает животное, а другие отгадывают, объясняя,
почему они так решили. Воспитатель может дать дополнительную информацию о нем,
стараясь поддержать интересы детей, вызвать удивление.
Игра – тренинг «Природный оркестр»
Цель:
Расширять чувственный
опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки,
услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных
инструментов. Развивать воображение.
Материал: магнитофон, запись звуков природы.
Проведение
игры: Детям предлагается послушать звуки
природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные
материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести
услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный
опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой
способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется
произвольно.
Более
сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с
описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
Игра – тренинг «Поздороваемся»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость.
Способствовать развитию экологической эмпатии.
Проведение
игры: Воспитатель рассказывает детям: в
старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали
наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы. Предложите детям
придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке,
другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с
разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.
Игра – тренинг «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями.
Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Проведение
игры: Участникам тренинга предлагается
представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в
движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это
образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец
улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее
танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может
сопровождаться любой музыкой.
Игра – тренинг «На участке дождь»
Цель: Развитие чувства эмоциональной
отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Проведение
игры: Детям предлагается вспомнить участок
осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится.
(Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя
скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать
один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот
объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях
от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.
Организовать
диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, между
скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.
Игра – тренинг «Лесовичок»
Цель: Воспитание осознанного действенного
отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал
и оборудование: бумага,
карандаши, краски.
Проведение
игры: Рассказ воспитателя: Лесовичок - хозяин
леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он
радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения
в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".
Детям
предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в ВеселогоЛесовичка и
Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает
настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением
разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку
положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где
правила природы нарушаются).
Игра «Музыка – терапия танец пяти
движений»
Цель:
снятие мышечного и
психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции,
используя мимику, движения.
Материал: магнитофон, запись с музыкой разных
темпов продолжительностью 1 мин каждая.
Проведение
игры: Педагог включает музыку, дети выполняют
под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи
мимики.
Темы:
· «Течение
воды» — плавная музыка;
· «Переход
через чащу» — резкая, импульсивная музыка;
· «Ураган»
— неконструктивная, хаотичная музыка;
· «Полет
бабочек» — лирическая, плавная музыка;
· «Покой»
— спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту
музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).
Игра – тренинг «Ивушка» (рябинушка,
елочка, березка и т.п.)
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального
напряжения.
Проведение
игры: Педагог предлагает детям представить,
что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул
ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы-веточки,
наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка
(дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка
выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги:
«Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».
Игра - тренинг «Найди пару»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Проведение
игры: Педагог предлагает детям разбиться на
пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые
издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары,
завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.
Игра – тренинг «Прогулка по ручью»
Цель: Стимулирование
активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.
Проведение игры: На полу мелом
рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети – туристы выстраиваются
друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно
передвигаются вдоль берега ручейка.
Игра – тренинг «Из семени в цветок»
Цель: Снятие мышечного
и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
Проведение игры: Педагог предлагает
детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу).
Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам,
заботится о них, поливает (гладит детей по голове). Выглянуло солнышко, упал
теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети
медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы – лепестки).
Игра – тренинг «На лугу»
Цель: Снятие психоэмоционального
напряжения, тревожности.
Проведение игры: Педагог предлагает
детям закрыть глаза и представить. Что они находятся в самом прекрасном месте
Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений – зеленая
трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы
чувствуете, как Ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает
утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Прислушайтесь – поют птицы, журчит
ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте
глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести
утра».
Игра – тренинг «Цветок добра»
Цель: Снятие психоэмоционального
напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции.
Проведение игры: Педагог предлагает
детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра:
«Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют
удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите,
цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите
цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас,
согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья и радости. Я
желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок
добра».
Игра – тренинг «На какое дерево я похож»
Цель: Развитие
адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством
мимики и жестов.
Проведение игры: Педагог обучает
детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем
предлагает ребенку изобразить любое дерево, остальные дети отгадывают это
дерево. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево. Педагог: «А теперь
представьте, что подул сильный ветер. Покажите, что происходит с деревьями. А
сейчас пошел холодный дождь. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер
стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших
веточках весело запели птички».
Игра – тренинг «Зоопарк»
Цель: Снятие мышечного и
психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.
Материал: Стулья – «клетки».
Проведение игры: Педагог предлагает
каждому ребенку выбрать животное, которое он хотел бы изобразить. Животные
сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в
зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на
свободу: бегают, прыгают, рычат.
Игра – тренинг «Спаси птенца»
Цель: Снятие
тревожности, развитие умения передавать свои эмоции и чувства посредством
мимики и жестов.
Проведение игры: Педагог предлагает
детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках находится
маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по
одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него,
согрейте своим ровным, теплым дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим
птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно
взлетел. Улыбнитесь ему».
Игра – тренинг «Ворона»
Цель: Стимуляция
активности, развитие внимания.
Проведение игры: Педагог предлагает
детям представить, что они вороны: «Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки,
ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела». Педагог рассказывает про
ворону, дети ее изображают. В ходе рассказа педагог быстро и неожиданно
говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т.д.).
Игра – тренинг «Медвежата»
Цель: Снятие мышечного
напряжения.
Проведение игры: Педагог предлагает
детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге.
Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в
маленький клубочек. Ветер стих, выглянуло солнышко, теплый солнечный луч упал
на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело
зарычал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий